Какую помощь может оказать психолог родителям больных детей? Увы, помощь психолога не может вырвать ребенка из лап болезни и подарить здоровое детство. Но именно данный специалист лечит…
Поведение онкобольного ребенка – это язык, на котором он рассказывает о своем опыте.
Если смотреть не на «Что он делает», а на «Почему ему сейчас так», можно увидеть не трудного ребенка, а маленького человечка, который борется как может.
Как понять своего ребенка и помочь ему справиться?
Когда ребенок сталкивается с тяжелым заболеванием, его поведение может сильно меняться. Иногда он становится раздражительным, замкнутым, упрямым или наоборот, слишком послушным и тихим. Родителям бывает трудно понять, что происходит, и легко почувствовать растерянность или вину. Но важно помнить: все это –естественная реакция на очень трудный опыт.
Почему ребенок меняется?
-
Страх неопределенности.
Болезнь, больница, процедуры, новые люди –все это страшно даже для взрослого человека, а для ребенка тем более. Он не всегда может выразить словами, чего боится, поэтому тревога проявляется в поведении: капризами, слезами, отказом от общения или еды.
-
Ощущение потери контроля.
Во время лечения многое решается за ребенка –когда он ест, спит, что ему делают. От этого он может чувствовать себя беспомощным и пытаться вернуть хоть немного контроля –например, упрямиться, протестовать или, наоборот, закрыться в себе.
-
Физическое недомогание.
После процедур дети устают, чувствуют слабость, боль, тошноту. В такие моменты они могут быть раздражительными или требовательными – не потому что «плохо себя ведут», а потому что им просто тяжело.
-
Одиночество и изоляция.
Длительное лечение часто отрывает ребенка от привычной жизни - школы, друзей, игр и т.д. Это может вызывать грусть, злость или равнодушие. Иногда ребенок старается «привыкнуть» к одиночеству, перестает проявлять эмоции, чтобы не расстраиваться лишний раз.
Что могут сделать родители?
-
Принять эмоции ребенка как норму.
Грусть, злость, страх –это не капризы, а способ справляться с ситуацией. Вместо «не плачь» попробуйте сказать: «Я понимаю, что тебе сейчас страшно и больно. Я рядом».
-
Давайте чувство контроля.
Позвольте ребенку выбирать –хотя бы мелочи: во что одеться, что съесть, какую игрушку взять на процедуру. Такие маленькие выборы возвращают ощущение, что он влияет на свою жизнь.
-
Создавайте островки радости.
Даже в больнице можно находить теплые моменты: читать вслух, рисовать, слушать музыку, смотреть смешные мультики. Радость –не роскошь, а часть выздоровления.
-
Не требуйте «быть сильным».
Ребенок не обязан все время улыбаться и вдохновлять взрослых. Иногда ему просто нужно, чтобы его обняли и позволили быть слабым. Это не мешает лечению –наоборот, помогает.
-
Будьте рядом –спокойно и предсказуемо.
Ваше присутствие, голос, прикосновения создают чувство безопасности, которое ничто другое не заменит. Даже когда ребенок молчит или злится –он чувствует, что вы рядом.
Когда стоит обратиться за поддержкой?
Если вы замечаете, что ребенок отказывается общаться, не проявляет интереса к играм, часто тревожен или замкнут – можно обратиться к детскому психологу. Он поможет ребенку выразить чувства, вернуть интерес к жизни и почувствовать себя не только пациентом, но и обычным ребенком.