Вероятность того, что ребенок или взрослый человек заболеет раком, когда кто-то из родителей имел такое заболевания, все же сеть. В этой статье мы поговорим о наследственном раке и его…
Психоонкология - это подраздел онкологии, который изучает психологические, социальные, психические факторы и их влияние на развитие онкологических патологий, а так же развитие психических расстройств и отклонений у людей, болеющих раком.
Связь между возникновением онкозаболевания и психическим состоянием больного начали отслеживать врачи еще в глубокой древности. Доказано, что длительное нахождение в депрессивном состоянии угнетает иммунитет и открывает ворота для тяжелых болезней. С развитием медицины общей практики психоонкология была выделена в отдельное направление. В практике американских врачей первые работы по этой теме датируются 1975 годом. В развитых странах онкопсихолог является одним из главных лиц, участвующих в процессе лечения пациента, проводит психотерапию и ориентирует пациентов и членов их семей на позитивное восприятие. Согласно исследованиям американских ученых вовлечение внутренних резервов психики увеличивает в разы шансы на выздоровление: количество излеченных от рака 2-3 стадии возрастает до 45-75%, 4 стадии – до 25%, тогда как пациенты с депрессией имеют риск умереть от опухоли в течение 19 месяцев в 2,6 раза выше, чем позитивно настроенные. Главной из задач врача-психоонколога является определение «отправной точки», запустившей механизм разрушения и совместная работа с пациентом над анализом ситуации и поиском позитивного выхода из нее. С 2009 г. в Москве ежегодно проходит Всероссийский съезд онкопсихологов. В 2018 г. Всемирная организация здравоохранения начала осуществлять Глобальную инициативу по борьбе с детским раком, не последнее место в которой отводится применению методов психоонкологии.
Остановимся подробнее на работе психоонколога в детском отделении.
Психика человека имеет несколько возрастных этапов развития (онтогенез). И на каждом из этапов взросления человек воспринимает себя и происходящее вокруг по-разному. Ребенок в возрасте до 3-х лет воспринимает мир «здесь и сейчас», в процедурном кабинете причинили боль – малыш плачет, но вскоре переключается на изучение новой обстановки, он не может огорчаться «на будущее». И здесь основная работа онкопсихолога направлена на взаимодействие с родными ребенка, т.к. маленькие дети в большей степени эмпаты, т.е. считывают эмоции родных – спокойное и уравновешенное восприятие ситуации, отсутствие истерики, настрой на выздоровление с их стороны играют ключевую роль в процессе борьбы ребенка с болезнью.
В возрасте от 3-х до 7 лет детям уже свойственна апперцепция, т.е. восприятие происходящего с ними и вокруг них сознательно, ребенок уже может охарактеризовать свое состояние словами – в больнице страшно, мне очень грустно, я боюсь и хочу плакать. Поведение может изменяться от педантичного выполнения всех процедур до полного неподчинения и агрессии. В этот период роль онкопсихолога состоит в нахождении контакта с ребенком, посредством неформального общения формирования у него настроя и отношения необходимого для борьбы с болезнью и выздоровления.
В возрасте от 7 до 11 лет основным элементом в развитии мира жизни ребенка является ведущая деятельность, в данном случае это - учеба (школа, секции). Тяжелая болезнь и длительное нахождение в стационаре делает невозможным обучение в школе, посещение кружков и секций, общение с друзьями, ребенка угнетает невозможность быть «как все». И тут задача онкопсихолога состоит в развитии у ребенка мотивации к выздоровлению, мобилизации внутренних ресурсов организма, в тандеме с родителями помощь в организации дистанционного обучения и общения, что в совокупности поможет ребенку настроиться на борьбу, поднимет ценность выздоровления.
В возрасте от 11 до 15 лет дети начинают серьезно рассуждать о будущем, развивается более глубокий взгляд на мир, формируются идеалы, логика мышления становится взрослой. Большая часть больных детей понимает, что цель нахождения в стационаре – это лечение, но, более старшие дети в период улучшения самочувствия считают, что можно лечиться дома, нивелируют серьезность своего положения в своем сознании, возникает обида на родных, ребенок считает себя ненужным, обузой. В такой период, отношения в семьях могут стать достаточно сложными и тут важно подключение онкопсихолога для установления контакта с ребенком, использование различных лечебных методов психоонкологии, объединения ребенка и семьи в борьбе с болезнью.
Лечение онкозаболеваний сложный и длинный путь. Необходимо большое терпение, много сил и общей работы больного, его родных и врачей, а психоонкология – это инструмент, необходимый для эмоциональной победы над раком, за которой последует и физическая.