Онкопсихология это новое направоение в науке ,которое способствует устранению ,снижению влияния онкологического заболевания на психологическое состояние детей и их семей, которые…
Когда в семье появляется болезнь, мир будто останавливается. Все силы уходят на лечение, поддержку, на то, чтобы просто дожить до следующего дня. И когда, наконец, трудный путь позади, кажется, что теперь все должно стать легче. Но иногда именно тогда родители замечают: ребенок стал тише, тревожнее, неувереннее. Вроде бы все хорошо – а радости и легкости не хватает.
Это нормально. И вы, и ваш ребенок прошли через очень многое. Болезнь меняет не только тело, но и внутренний мир. Важно помнить: самооценка ребенка после болезни – хрупкая, но ее можно бережно восстановить.
Почему так происходит.
-
Внешние изменения. Потеря волос, следы лечения, изменения в весе – все это для ребенка заметно и порой болезненно. Он может переживать, что теперь выглядит «не как раньше».
-
Пропущенное время. Долгое лечение часто отрывает детей от друзей, школ и т.д. Возвращаться бывает непросто – кажется, что все уже живут какой-то другой жизнью.
-
Сильная родительская забота. Когда родители стараются защитить ребенка от всего, он может почувствовать, что ему не доверяют будто он слабее других.
-
Память о страхе и боли. Даже если лечение позади, воспоминания о тревоге, больнице, процедурах остаются. Это опыт, который требует времени, чтобы его принять.
Что поможет ребенку восстановить уверенность.
-
Говорите с ним о его силе.
Не просто «Ты молодец», а – «Ты справился с таким трудным временем. Ты был таким смелым, терпеливым, и теперь у тебя у тебя получается многое, потому что ты умеешь не сдаваться».
Такие слова помогают ребенку увидеть себя сильным и достойным восхищения – не потому что он болел, а потому что он справился.
-
Будьте готовы слушать.
Иногда дети хотят поговорить о болезни, иногда – нет. Важно, чтобы ребенок знал: о своем опыте можно говорить, и это безопасно. Ваша спокойная открытость – уже поддержка.
-
Помогайте возвращаться в бытовую повседневность шаг за шагом.
Если ребенку сложно идти в школу или на кружок – не торопите. Договоритесь с педагогами, объясните ситуацию. Пусть первые шаги будут маленькими, но вашими – вместе.
-
Создайте ощущение обычности.
Прогулки, домашние дела, игры, встречи – все, что возвращает привычный ритм, помогает ребенку снова почувствовать себя частью жизни, а нее наблюдателем.
-
Давайте больше самостоятельности.
Позвольте ребенку пробовать, ошибаться, принимать решения. Каждый маленький успех возвращает ощущение: «Я смогу! Я сам!».
Если тревога не уходит.
- Иногда ребенок может долго оставаться замкнутым, бояться нового, говорить о себе с обидой или стыдом. Это не повод для вины – просто знак, что нужна специализированная помощь детского психолога, имеющего опыт работы с онкопациентами, он поможет мягко восстановить внутренние силы.