Искренние улыбки, огонек в чистых детских глазах, неподдельный восторг – так встретили воспитанники Донецкого социального приюта музыкантов из торезской группы Fēmina. В рамках нашего…
Реализация проекта «Дорога в будущее» направлен на детей, лишённых родительского попечения, которые временно или на постоянной основе проживают в интернатах, приютах и детских домах Донецкой Народной Республики. Благодаря государству, такие дети имеют продукты питания, одежду и крышу над головой, социальную защищённость, а благодаря неравнодушным людям – сладости, игрушки и аниматорские программы, количество которых особенно увеличивается в праздничные дни. Ко всему этому дети привыкают достаточно быстро. Ведь всё это им достается легко и без малейших усилий. Как следствие, у детей начинает формироваться потребительское отношение не только ко взрослым, но и к жизни в целом.
Выходя из соцучреждения, большая часть выпускников не готова к самостоятельной жизни, так как у них не до конца сформирован фундамент мировоззрения и нет четких моральных ориентиров. И вот здесь возникает сначала неприятие, а затем страх дальнейшей жизни, который может вызвать склонность к агрессии, совершению преступлений, попыткам суицида, к алкоголизму и наркомании, подверженности к вовлечению в ранние половые отношения, которые влекут за собой ранние беременности и, как следствие, их дети часто становятся на путь родителей. Как же разорвать этот замкнутый страшный круг? Как же сделать так, чтобы воспитанники сиротских учреждений после выхода из его стен не были подвержены высокому риску попадания на дно социума и в последствии не стали для него угрозой? На наш взгляд, необходимая ранняя социализация и расширение кругозора, которые позволят раскрыть жизненный потенциал каждого ребёнка!
Мы регулярно проводим различные педагогические, творческие, интерактивные занятия с воспитанниками социальных и сиротских учреждений ДНР. Основная его концепция – заинтересовать и увлечь. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход, а каждый возраст имеет свои характеристики и особенности. В подростковом возрасте главной особенностью является непреодолимая потребность в общении. Это время, когда формируется осознание ребёнком себя в социуме, познание норм поведения и общения, появляется интерес к социальным проблемам, формируются ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребёнок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем, у него возникает стремление достичь успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для становления его как личности. И именно в этот период необходимо дать право выбора.
Мы стараемся реализовать абсолютно новый подход к оказанию помощи сиротам! Концерты, конфеты, игрушки или канцелярия, в должной степени не могут помочь сформировать у ребенка правильное восприятие внешнего мира. Наша цель – разрушить этот искусственно созданный симулятор жизни и подготовить воспитанников социальных учреждений к реальной. Мостик к реальному миру — вот что нужно этим взрослым детям! А наша задача — это мостик грамотно построить.
Проект включает в себя три основных функциональных направления, каждое из которых тесно взаимосвязано между собой и позволит структурировать успешную и продуктивную реализацию проекта на всех его этапах, что безусловно даст максимально положительный результат. Мы убеждены что именно взаимосвязь трёх данных направлений позволит достигнуть наиболее высокой эффективности, так как процесс обучения и воспитания коснётся всех сфер жизнедеятельности воспитанников. Также необходимо отметить, что все три направления проекта ориентированы на детей разного возраста:от самых маленьких до подростков.
Основные векторы
- Индивидуальное/ групповое наставничество. Само по себе наставничество можно рассматривать как возможность укрепления ресурсности ребенка. Это набор компетенций, специальных связей, отношение, получение нового опыта и знаний. Индивидуальное и групповое сопровождение воспитанника в его свободное время, беседы на тематику, определённую концепцией воспитания ДНР, лекции, тренинги, вебинары личностного роста, профориентационные мероприятия, игры и занятия, как индивидуального, так и группового характера, направленные на развитие и воспитание у детей чувства коллективизма и уважения к окружающим. В процессе коллективных мероприятий, ответственных поручений и заданий, воспитанники проявляют свои различные качества, высказывают свои предпочтения и интересы.
- Профориентация – ознакомление подростков с различными сферами деятельности детально. В формате лекций, тренингов,вебинаров, онлайн-конференций в форме игры выявлять способности и навыки в той или иной области, ведь вдруг среди этих детей – будущий талантливый скульптор, успешный предприниматель,искуссный музыкант, художник, гениальный учёный, которыей сделает открытие, или врач, который спасёт десятки жизней. Углублённое изучение деталей и специфики различных профессий, приглашение спикеров, ведущих специалистов в своей области для знакомства с профессией (методическая и практическая сторона).
- Социализация – экскурсии, выездные трениниги, мастер-классы, посещение картинных галерей, филармоний, театров, выставок – приобщение к высокому искусству.
- Духовное просвещение – поездки к святым местам.И другие различные мероприяия в рамках данного вектора.
Цели проекта:
- эффективная помощь детям-сиротам и детям из интернатных учреждений в социализации и адаптации их к самостоятельной жизни;
- запустить процесс целенаправленного формирования личности на самом раннем её этапе;
- социализация, профориентация и всестороннее развитие воспитанников социальных учреждений различных возрастных категорий;
- создание условий для реализации потребностей, способностей и лидерских качеств обучающихся.
Задачи проекта:
- оказывать поддержку и помощь воспитанникам сиротских учреждений через наставничество ,социализацию и профориентацию;
- помощь в развитии своего потенциала и определение жизненных целей, помощь в выборе профессии, развитие лидерских качеств;
- формирование социальной ответственности, культурных и духовно-нравственных качеств;
- расширение кругозора ребенка, ограниченного стенами учреждения-знакомство ребёнка с перспективами и недостатками той или иной профессии.
Наша главная задача – помочь найти правильный путь, подготовить к дороге в будущую жизнь.
Таким образом, мы уверенны, что в процессе реализация нашего проекта удастся в полной мере достичь поставленных нами целей социализации, профориентации и всестороннего развития воспитанников социального центра различных возрастных категорий.
Наставничество – это необычайно эффективный инструмент поддержки детей, особенно важный для стабильности, уверенности и подготовки к самостоятельной жизни воспитанников социальных учреждений. Благодаря участию в нашем проекте дети получат разнообразные навыки, а также базовые знания о существующих профессиях и, соотвественно, смогут покинуть стены соцучреждения профориентированными, что даст им возможность на занятие достойного места в социуме.