Что же скрывается за необычным словосочетанием «арт-терапия»? И почему в нашей стране к «лечебному творчеству» относятся скептически? Как краски, карандаши и кисти помогают…
Последствия болезни часто продолжают оказывать влияние даже после завершения стационарного лечения, ставя ребенка в непростую ситуацию. Ему предстоит не только адаптироваться к новым ограничениям, связанным со здоровьем, но и преодолеть страх возвращения в привычную социальную среду с ее заботами, интересами и требованиями, а также заново к ней приспособиться. Большинство исследователей среди проблем, с которыми сталкиваются дети, перенесшие заболевание, выделяют трудности в социальном взаимодействии. У детей с онкологическими заболеваниями часто возникают проблемы с коммуникативными навыками, что связано с высоким риском снижения уверенности в себе и выраженными симптомами депрессии по сравнению со здоровыми сверстниками. Кроме того, исследования показывают, что слабые коммуникативные навыки и социальные трудности, с которыми сталкиваются дети, перенесшие онкологические заболевания, сохраняются в подростковом возрасте и даже во взрослой жизни.
Так же дети сталкиваются с эмоциональными трудностями, дети могут испытывать страх, тревогу и депрессию. Они могут бояться возвращения болезни или испытывать стресс из-за необходимости снова адаптироваться к школьной жизни и общению с ровесниками.
После лечения у детей могут остаться физические ограничения или побочные эффекты, такие как усталость, слабость или изменения внешности. Это может влиять на их самооценку и уверенность в себе.
Длительное отсутствие в школе и ограниченные контакты с ровесниками могут привести к социальной изоляции. Дети могут чувствовать себя оторванными от своих друзей и испытывать трудности в восстановлении социальных связей.
Также дети могут столкнуться с трудностями в учебе, пропуски занятий и когнитивные изменения, вызванные лечением, могут привести к трудностям с концентрацией, памятью и усвоением нового материала.
Стратегии поддержки детей в период адаптации:
- Психологическая поддержка: Регулярные встречи с психологом могут помочь детям справиться с эмоциональными трудностями и развить навыки саморегуляции.
- Физическая реабилитация: Программы физической реабилитации помогают детям восстановить силы и улучшить физическое состояние. Регулярные занятия спортом и физическая активность способствуют улучшению общего самочувствия.
- Социальная интеграция: Важно поощрять детей к участию в школьных и внеклассных мероприятиях. Это помогает восстановить социальные связи и почувствовать себя частью коллектива. Организация встреч с друзьями и участие в групповых занятиях также способствуют социальной адаптации.
- Поддержка в учебе: Индивидуальные образовательные планы и дополнительная помощь в учебе могут помочь детям справиться с учебными трудностями. Важно поддерживать связь с учителями и школьными психологами для разработки эффективных стратегий обучения.
- Информирование и обучение: Просвещение одноклассников и учителей об особенностях состояния ребенка после лечения помогает создать поддерживающую и понимающую среду. Это снижает риск буллинга и способствует более легкой адаптации ребенка в коллективе.
Социальная адаптация детей после лечения онкологических заболеваний — сложный и многогранный процесс, требующий внимания и поддержки со стороны семьи, школы и медицинских специалистов. Эффективные стратегии поддержки и реабилитации помогают детям успешно вернуться к обычной жизни, восстановить социальные связи и продолжить свое развитие.